ПРИ ПЕРВОМ ВЫГОНЕ СКОТА ПАСТУХ ДОЛЖЕН ОБОЙТИ СТАДО С ИКОНОЙ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ.Святой Георгий (Егорий Храбрый) у русских - один из самых почитаемых святых. По преданию, святой Георгий происходил из знатного каппадокийского рода, был военачальником и приближенным императора Диоклетиана. Когда началось диоклетианово гонение на христиан, он отказался от должности в войске и явился исповедником христианства. За это Георгий был обезглавлен после восьмидневных тяжких мучений в Никомидии (около 303 года). До своей кончины святой совершил много чудес и добрых дел. Наиболее известной (благодаря апокрифической литературе) стала победа над чудовищем - "огненным змием". Это событие чаще всего изображалось на иконах.
06 мая на Руси справляют ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ - так называется праздник в честь великомученика Георгия, одного из наиболее популярных христианских святых, героя многочисленных сказаний и песен.
В народном сознании сосуществовали два образа святого Георгия: "змееборец - христолюбивый воин" и "хозяин земли и весенней влаги, покровитель скота, распорядитель диких зверей, открывающий весенние скотоводческие и земледельческие работы". Первый образ пришел из церковных источников, а второй сложился на основе языческих представлений о природе плодородия -от верховного бога и Велеса (бога скота). Правильно это или не правильно, судить не будем, важно лишь то, что Георгий для народа - зачинатель весны во всех ее проявлениях: будь то животные или растения.
6 мая (23 апреля по старому стилю) имело большое значение в народном календаре. Несмотря на то что во многих губерниях России весну начинали встречать с первых чисел марта (Масленица, Сороки), днем наступления настоящего весеннего тепла считали Егорьев день. Люди говорили: "Егорий Храбрый - зиме враг лютый", "Юрий на порог весну приволок", "Чего-чего боится зима, а теплого Егория больше всего".
По народным представлениям, Егорий начинал весну, отмыкая землю, выпуская на белый свет росу. Именно поэтому юрьевская роса и считалась целебной. Такой росой положено было умываться. Росу собирали полотенцем и затем утирались им. На утреннюю росу выгоняли животных, чтобы целебные силы полностью впитались в их организм. Говорили: "Юрьева роса выкормит скотину лучше овса!". Чтобы коровы лучше доились, вымя протирали полотенцем с юрьевской росой. А опытные знахарки эту же росу использовали как средство от сглаза.
С началом весны начинались и весенние работы: "Егорий начинает работу". В этот день первый раз выгоняли скот на пастбище, к нему приурочивали позднюю пахоту и яровой сев, посадку некоторых огородных культур, найм работников и пастухов. Во многих местах была распространена поговорка: "На Егория Вешнего запахивает и ленивая соха", от нее в Нижегородской губернии и сам день получил название - "Егорий -ленива соха". Пограничный характер этой даты предопределил большое количество ритуальных действий, осуществляя которые, крестьяне старались заручиться поддержкой высших сил на весь хозяйственный сезон.
В среднерусской полосе, где к Егорьеву дню появлялись первые озимые всходы, к празднику были приурочены магические и ритуальные действия земледельческого характера. Чаще всего это были крестные ходы на засеянные поля, завершавшиеся молебном, обращенным к святому Георгию. В Смоленской губернии после молебна женщины оставались в поле, чтобы угоститься водкой. Иногда к водке приписывалась яичница, приготовленная совместно, - все это ритуально и обрядно. Существовал также обычай катания по земле. Считалось, что после этого земле передадутся силы человека и урожай будет хорошим. Кстати, летом, после завершения жнивных работ, женщины также катались по земле только с обратным результатом: земля отдавала им силы.
Повсеместно святой Георгий был известен как покровитель домашнего скота, при этом его иногда называли "загонщиком скота" или даже "скотным богом". Существовало много обрядов при первом выгоне скота. Так, пастух обязательно должен был обойти стадо с иконой святого Георгия, прочитать молитву, попросить помощи у святого и защиты для животных.
Покровительство Егория распространялось не только на домашних животных, но и на хищников. Говорили: "Что у волка в зубах, то Егорий дал". Крестьяне оправдывали святого, отдавшего на съедение их скотину, тем, что скотина эта вредна человеку.
С Егорьевым днем как с днем начала весенне-летних работ связывалось много примет, предвещающих урожай и степень благополучия хозяйства. Если на Егория шел дождь - скоту предстоял легкий голод, если снег -говорили, что уродится гречиха, если мороз - будет урожай на овес и просо. Если утро праздника выдавалось ясным, это предвещало ранние всходы. Если погода улучшалась к вечеру - поздние всходы должны были быть лучше ранних. Ранняя весна на Егория сулила богатый урожай и раннее окончание земледельческих работ. В народе говорили:"Коли на Юрия березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кормушку".
Цитата:
ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ (ЕГОРИИ ХРАБРЫЙ, ЮРИЙ ЗЕЛЁНЫЙ, ЮРЬЕВ ДЕНЬ) — народное название дня памяти св. Георгия Победоносца, отмечавшегося дважды в году: 23 апреля/6 мая (Егории Вешний) и 26 ноября/9 декабря (Егории Осенний, Егории Зимний, Егории Холодный). Русские крестьяне говорили: «На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный). Св. Георгий (Егории, Юрий) в христианской традиции известен как великий мученик и чудотворец. Будучи воином в страже императора Диоклетиана, он обличал его как гонителя христиан, за что и был обезглавлен 23 апреля 303 г. Согласно христианским легендам, св. Георгий совершил множество подвигов и чудес. Главным из них было освобождение от огромного змея жителей г. Бейрута, которые должны были ежегодно отдавать на съедение змею своих детей. В русской народной традиции Георгий Победоносец считался одним из главных святых. В «егорьевской» песне, исполнявшейся в западных губерниях Европейской России, об этом говорится так:
На тым соборе три престола:
Первый престол — свят Егории,
Другой престол — Мать Пречистая,
Третий престол — сам Сус Христос.
В деревнях Верхнего Поволжья день памяти св. Георгия считался вторым по значимости после главного христианского праздника — Пасхи:
Первый праздник —
Свята Пасха,
Яйца красят.
Другой праздник —
Свят Егории,
И бяри вербу,
И гони (скот. — И. Ш.) в поле.
В народном сознании образ христианского святого слился с образом языческого солнечного бога. Его представляли могучим богатырем, у которого «во лбу красное солнышко, в затылочке светел месяц» и который обладает сверхъестественной силой, направленной на защиту русского народа от врага, и огромной властью над природой. Празднование Егорьева дня приходилось на ранневесенний период народного календаря. Св. Георгий был олицетворением созидающих сил природы. Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Считалось, что он «открывал» землю:
Святый Юрья, Божий посол, До Бога дошов, А узяв клюци золотые, Атамкнув землю святорусскую На белую Русь и на весь свет.
Св. Георгий оживлял землю, выпуская на волю росу:
Свят Ягорья Взял ключи златы, Пошел в поле Росу выпустил, Росу теплую, Росу мокрую.
Св. Георгий, если его попросить, дает полям первый дождь:
Дождь, дождь! На бабину рожь, На дедову пшеницу, На девкин лен Поливай ведром.
Пробуждение природы влекло за собой возобновление земледельческих работ, которое фактически во всех русских деревнях начиналось сразу же после Егорьева дня: «Господь Бог благословляет землю и открывает ее на сеяние», «Егорий начинает полевые работы», «На Егорья выезжает и ленивая сошка>>, — говорили русские. На Егорьев день обязательно выгоняли на пастбище скот, даже если было холодно и местами еще лежал снег. Считалось, что св. Георгий в этот день объезжает стадо на белом коне, беря его под свое покровительство. По вятскому поверью, у хозяина, не выгнавшего скот в Егорьев день, «кукушка окукует скотину» и та летом не будет ходить домой; в Смоленской губернии считали, что корову, оставленную в Егорьев день в хлеву, невозможно будет «приговорить к стаду»; в Тверской губернии верили, что такую корову мог задрать медведь, насланный лешим. Во многих русских деревнях в этот день проводились обряды в честь св. Георгия, во время которых люди обращались к святому с просьбами «открыть» землю, дать плодородие полям, защитить скот. Обращения к св. Георгию с просьбой «открыть» землю были характерны для западнорусских губерний, граничащих с белорусскими землями, а также для ряда деревень Пензенской губернии. Так, например, в Пензенской губернии молодежь выбирала из своей среды парня, который должен был изображать св. Георгия. В руки этому парню, называвшемуся «Юрья», давали зажженный факел, украшали его первой зеленью, если она к этому времени уже появлялась, а на голову клали круглый пирог. Процессия, возглавляемая «Юрьей», трижды обходила озимые поля. Затем все собирались на меже, разводили костер, съедали пирог и после этого обращались к св. Георгию с просьбой:
Юрий, вставай рано,
Отмыкай землю,
Выпускай росу На теплое лето,
На буйное жито,
На ядренистое, На колосистое.
В западнорусских губерниях парни и девушки ходили по крестьянским дворам, величали св. Георгия, а затем отправлялись в поле и просили у него:
Юрья, добрый вечер,
Юрья, подай ключи.
Бацко, которые?
Сынку, землевые — Землю отмыкаци,
Росу выпущацы.
Роса для коровок,
Трава для коников,
Лоза для козачок,
Дигель для свиночок,
Мурок для овечок.
Обращение к св. Георгию с просьбой о плодородии полей встречалось во многих губерниях Европейской России, чаще всего центральных и западнорусских. Например, в деревнях Владимирской губернии молодежь обходила поля и пела для св. Георгия «куралесу» (искаженное греческое «кирио елейное», что значит «Господи, помилуй!»):
Воскликнемте, братцы, Святую куралесу:
Даж, Боже, нам Ячмень усатый,
Пшеницу колосисту.
В Смоленской губернии в Егорьев день женщины обнаженными валялись по земле, приговаривая: «Как мы катаемся по полю, так пусть и хлеб растет в трубку». В Тверской губернии в этот день по полю катали священника или после молебна на полях все присутствовавшие катались по озими в надежде на хороший рост хлебов. Особенно характерны для Егорьева дня обрядовые действия, направленные на защиту домашних животных. Во многих деревнях перед иконой св. Георгия, вывешенной при входе в хлев, женщины читали молитвы, в которых просили святого защитить «скот, милый живот». В Верхнем Поволжье просьба, обращенная к св. Георгию, облекалась в форму обряда «окликания Егория». Ранним утром небольшие группы молодых мужчин и группы молодых женщин обходили поля, оставляя там крестики из прутьев, а потом шли в деревню, останавливаясь около каждого дома. Специальной «егорьевской» песней они вызывали на крыльцо хозяина и хозяйку:
Мы ранешенько вставали,
Белы лица умывали...
Тетушка Анфисья,
Скорее пробудися.
Хозяева выходили на крыльцо, и окликалыцики начинали песню, обращенную к св. Георгию:
Батюшка Егорий,
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку,
— В лесу и за горами,
За широкими долами!
Волку, медведю
— Пень да колода,
Да белая береза,
Древясяный камешек!
Нашим же телонькам
— Травка-муравка,
Зелененький лужок!
Песня исполнялась под специальную мелодию, проигрывавшуюся на барабанке. Хозяева кланялись окликалыцикам и одаривали их крашенными в желто-зеленый цвет яйцами. Окликалыцики желали хозяевам благополучия:
Благодарю тебя, хозяин с хозяюшкой, На добром слове, на хорошем подаянье! Дай тебе Господи побольше пожить, Да побольше нажить: Сто коров, девяносто быков, Тридцать куриц, двадцать петухов.
Почти по всей России в этот день пастухи совершали обходы первый раз выпущенных на пастбище коров и овец. Пастух брал с собой «магические» предметы (иконку с изображением св. Георгия, веточку вербы, освященную в церкви, горбушку хлеба, восковой шарик с закатанными в него шерстинками коров из стада, замок и др.) и трижды обходил стадо, читая «отпуск» — специальный заговор: «Святой Георгий Победоносец и святой Константин, на белых конях, имущи в руках огненные щиты, объезжают около нашего скота, милого живота; бьют они, побивают всех колдунов и колдуниц, еретиков и еретиц, воров и вориц, зверей и звериц, волков и волчиц, змеев и змеиц» (Некрылова 1991, 175). После того как стадо было отдано под покровительство пастуха и св. Георгия, в деревне начиналось гулянье взрослых муж чин и женщин, сопровождавшееся пением песен, плясками, коллективной трапезой. Пастухи же праздновали Егория до самого утра, получив от владельцев скота пиво, яйца, пироги. Поверья, связанные с днем Егория Зимнего, соприкасаются с поверьями Егория Вешнего. Считалось, что в этот день змеи, потерпевшие поражение от св. Георгия, становятся очень злыми, а Егорий Зимний старается защитить от них людей и животных. В одной из легенд рассказывается о том, как змеи пытались ужалить св. Параскеву Пятницу, которая шла по лесу в день Егория Зимнего, но Егорий отогнал змей. Св. Георгий считался также покровителем волков: осенью, когда волки голодны, именно св. Георгий дает им пищу. В легенде говорится, что как-то раз волк выбежал на дорогу и вцепился зубами в ногу лошади, на которой скакал св. Георгий. Святой ранил его своим копьем. Раненый волк взмолился: «За что ты меня бьешь, коли я есть хочу?» — «Хочешь есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь, ее хватит тебе на два дня», — ответил тот. «Что у волка в зубах, то Егорий дал», — говорили крестьяне. С днем Егория Зимнего связаны события истории, которые нашли свое отражение в известной поговорке «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». В день Егория Зимнего до конца XVI в. крестьяне получали возможность перейти от одного землевладельца к другому. Однако во время царствования Бориса Годунова этот переход был запрещен.